Завершился первый этап совмещенного латышско-эстонского «Ралли Сарма».
О «Ралли Сарма» рассказывает Михаил Скрипников
Вот уже много лет гонка открывает сезон ралли в Прибалтике, если не считать проходящего неделей ранее ралли-спринта в Алуксне. «Ралли Сарма» проводится давно и хорошо известна местным экипажам. Для нас она была в новинку, эти дороги в боевом режиме я еще не видел. Часть спецучастков расположена вокруг Гулбене, часть на удалении, около Апе. Как и планировалось, для нас это ралли стало «раскаточным» во всех смыслах и с кучей ошибок, однако с результативной точки зрения мы завоевали максимально возможные очки в своем классе.
Перед гонкой мы провели однодневные тесты в Отепя (Эстония), где попробовали похожее покрытие на предмет настроек. Уже на тестах я отметил для себя, что мне очень некомфортно. Дорога представляет из себя промерзший грунт с ровным слоем льда и малым количеством снега. Даже гоночная шипованная резина не так хорошо цепляется за это покрытие. Мне не удалось настроить машину так, чтобы все устраивало. Если ехать на одном типе резины, то некомфортно на входе в поворот и на дуге поворота, если ехать на другом типе – не нравятся торможение и разгон. Похожие ощущения у меня были ровно год назад, когда выезжали на тесты в Алуксне. Но там это было только под самый конец тестов на одной из дорог. Там тоже было очень сколько. И там тоже не получалось добиться требуемого поведения машины. Пришлось остановиться на компромиссных настройках, так как наши возможности сейчас ограничены. Тем не менее, все остальное складывалось отлично.
Мы переехали в Латвию и на следующий день записывали трассу ралли. Спецучастки все быстрые и узкие. Местами «евро дорога» с канавами. Есть немного леса. Больше половины трассы – это лед, снега практически нет. Тогда я уже понимал, что именно для меня на этой гонке ключевым станет выбор резины, так как одинаково быстро по любому покрытию на любой резине я ехать не смогу, мне просто не хватает «боевых» километров, чтобы найти нужный ритм. В пятницу утром ознакомление продолжилось и уже в районе обеда нас ждал старт первого дня.
Согласно правилам наш автомобиль (Renault Clio R3) попадает в зачет Кубка Латвии по ралли в группу автомобилей с приводом на одну ось. Чемпионат Латвии разыгрывается на тех же гонках, но только для автомобилей группы подготовки R2. Поэтому с точки зрения спортивных амбиций и скорости мы ориентируемся на быстрых молодых ребят из России, Латвии и Эстонии, которые едут на современных Peugeot 208 R2, а с точки зрения высокого финишного результата в своем зачете для нас соперники – это мощнейшие BMW M3, Honda Civic и другие. Ведь помимо собственного роста нам очень важен и нужен результат на финише.
Первый день состоял из двойного прохождения двух СУ по 10 и 12 километров. Первый проезд по светлому, второй в ночи. Стартуем первый доп, узкая лесная, но очень быстрая дорога. Все идет отлично, колеса работают, мы едем с запасом, постепенно увеличиваем темп. Это первый боевой СУ с новым штурманом Алексеем Крыловым. Уж очень непривычно после восьми сезонов слышать отличный от Антона голос! Финишируем, все в штатном режиме. В общем моноприводе шестые, проигрывая не так много и, на удивление, у нас лучшее время в классе! Второй СУ едем сложнее, т.к. на дороге много льда и на нашей тяжелой машине на этих колесах мне некомфортно. Понимаю, где и сколько проигрываю сам себе, но задачу нам надо выполнить и гарантированно проехать всю гонку. Финишируем второй СУ, темп свой не понравился, но опять выигранный СУ в классе. Ночной проход тех же СУ едем с запасом и на крайнем СУ попадаем в сильный снегопад так, что приходится выключать дополнительный свет, не видно ничего. Есть финиш первого дня. Анализируя происходящее, записываю весь день себе в пассив, причин несколько и с ними надо будет разобраться.
Уже вечером становится понятно, что выпадет много снега. Так и есть, несколько часов метели и на дороге плотная снежная каша. Утром одеваем колеса для рыхлой дороги и отправляемся на спецучастки. На пункте контроля времени получаем бюллетень, что после снегопада допы почистили… Да уж, шинная стратегия не сработала. Придется мучиться. На первом утреннем СУ отыгрываем большое количество секунд и выходим снова в лидеры класса, поглядывая на темп молодежи. Сейчас они для нас в другой лиге, я еще не настолько готов, чтобы соперничать наравне. Однако же если посмотреть на общую картину, то парни, которых мы с трудом догоняли в Эстонии в прошлом году, сейчас позади нас. Но это все лирика, разбираться со своими сложностями будем сами. После узнаем, что время данного СУ будет для всех аннулировано из-за неправильно установленного ретардера, обидно. Далее самый длинный СУ гонки, 19-ти километровый, со сменой нескольких типов дорог и ледяной подложкой дается трудно. Просто очень скользко, «не едется». На повторный проезд петли из двух СУ ставлю другие колеса, но б/у, так как на эту гонку у нас выделено только четыре новых. Намного увереннее и быстрее. Правда общий уровень сцепления с дорогой падает, шипы расшатываются. Теряем время, объезжая вылетевшие машины и на СУ приходится обгонять финский экипаж на Митсубиши, который как-то неохотно нас пропускает.
Приезжаем на дневной сервис и впереди двойной проход заключительного 12-ти километрового СУ гонки, второй проход будет в формате power stage c дополнительным начислением очков. Решаю первый проход проехать активнее, уменьшив запас, немного разогреть себя. Примерно в середине СУ поскальзываюсь на торможении в 90 градусном правом повороте, шипы уже не держат. Чтобы не упасть в канаву и не сдавать назад, разворачиваю машину на месте через левую сторону на потеху зрителям и далее уже немного снижаю темп. Кстати, таким образом попадаем в видео ролик о гонке, кажется впервые в Прибалтике. Просто надо начать «ошибаться» и тогда тебя снимают. Повторный проход еду без ошибок, с запасом и мы оказываемся быстрейшими среди заявленных в Кубок Латвии как по гонке, так и на этом СУ и получаем дополнительные очки (хотя и заняли в зачете «Ралли Сарма» в своем классе только второе место). Итог по гонке 17 очков из 17-ти возможных! Хотя этот результата ни на что и не влияет и не говорит о хорошей скорости сегодня, но он может пригодиться в дальнейшим, если мы поедем что-то дальше в Латвии.
Если посмотреть на гонку в целом, то она далась тяжело. Много вопросов, на которые надо найти ответы. Сказался трехмесячный перерыв «без руля» и неопределенность с планами на сезон. И огромное спасибо «Группе Компаний «СИМ», благодаря которым начался очередной раллийный сезон для меня. Еще я благодарен лично Александру Крамаренко (владельцу Kramar Motorsport), который помогает мне по мере возможностей в это сложное время. Самое главное, что все задачи выполнены, мы неплохо размялись и вспомнили, что бывают не только тренировки, но и соревнования. Впереди старт на «Ралли Лиепая», который состоится уже на следующей неделе в рамках Чемпионата Европы.