Что же такое ралли? Это соревнования на скорость с раздельным стартом.
Ралли проводится на дорогах общего пользования, которые перекрываются для движения на момент проведения соревнования. Пока информации достаточно, обо всем по порядку.
Расскажу от первого лица хронологию ралли на примере этапа Кубка России «Ростов Великий», в котором я принял участие в минувших выходные на автомобиле Subaru Impreza WRX STI N14 от спортивной команды Kramar Motorsport.
1. Регистрация и подготовка
Каждый участник заранее подает заявку, заполняет необходимые регистрационные формы и накануне ознакомления с трассой ралли получает в штабе пакет документов: регламент, дорожную книгу, наклейки на боевой автомобиль, карту ознакомления и др.
К моменту регистрации команда с боевым автомобилем и сам экипаж уже прибывают в город проведения ралли.
2. Ознакомление с трассой ралли и технические проверки
Накануне гонки каждый экипаж обязан проехать максимум два раза по каждому спецучастку ралли, чтобы записать «скоростную» стенограмму. По сути, это симбиоз описания дороги и действий пилота в виде определенных значков на бумаге. В день ознакомления дороги не перекрыты, и ознакомления проводится строго по ПДД. На первом проезде пилот диктует штурману стенограмму, штурман аккуратно и точно записывает. На втором проезде уже штурман диктует пилоту, а пилот проверяет, и если надо, просит внести коррективы в запись. Стенограмма в ралли это залог скорости. Только раллист едет не по тому, что видит, а сначала по тому, что слышит. Кто-то называет раллистов сумасшедшими, отчасти я с ними согласен.
Универсальность стенограммы, четкость ее записи, умение пилотом коротко и четко описать именно то, что нужно – это искусство! Этому учатся годами. В стенограмме не должно быть много информации, там должен быть только необходимый минимум для быстрой и безопасной езды.
Вечером в гостинице штурман «работает» со стенограммой, корректирует исправления, выделяет связки, обводит другим цветом сложные места.
Часто экипажи записывают видео в процессе ознакомления на камеру, чтобы потом отдельно посмотреть сложные места и иметь видео на будущее, для подготовки к другим гонкам по этим же трассам.
Пока экипаж занят стенограммой, механики команды проходят технические проверки. Они предъявляют гоночный автомобиль и экипировку экипажа (комбинезоны, шлемы, несгораемую одежду) на тщательную проверку. Осматривается и проверяется все, что касается безопасности. У всего, что отвечает за безопасность, есть свой срок годности (омологация) и это жестко контролируется. Также проверяется автомобиль на соответствие заявленному классу подготовки, крепление турбины и коробки передач пломбируются для углубленного контроля после финиша в случае призовых мест.
3. Торжественный старт
Ралли проводится не только для участников, но и для зрителей. В Европе они первостепенны, но и у нас наблюдается положительная тенденция. Вечером накануне дня гонки в городе проведения делают торжественный старт. Как правило, выбирается центральное известное место, площадь или исторический памятник. В Ростов Великом это была Соборная площадь. Во время торжественного старта выступают руководители города и идет представление всех экипажей.
4. День гонки
А теперь самое интересное, ради чего все это затевается.
Как правило, ралли стартует утром, особенно если оно проводится в однодневном формате.
Экипажи передвигаются между спецучастками в дорожном режиме в рамках соблюдения ПДД. А соревнуются они на спецучастках, кусках дороги, которые сегодня полностью перекрыты и на которых они вчера записывали скоростную стенограмму. Старт дается с интервалом в одну или две минуты. Как правило, экипажи расставлены в стартовой ведомости исходя из статистики своей скорости. Самые быстрые сначала, затем медленнее. Все это сделано для того, чтобы никто никого не догнал. Но обгоны случаются, когда у экипажа впереди проблемы. В таком случае всегда пропускают, мешать у нас не принято, ты и так уже теряешь много времени, зачем портить гонку другим.
Утренняя секция, как правило, состоит из трех спецучастков, в Кубке России это порядка 40 «боевых» километров. После утренней секции все экипажи, согласно установленному интервалу двигаются в сервисный парк. Там гоночные автомобили попадают в руки механиков, которые устраняют возможные поломки, меняются настройки, ставят новые колеса и дозаправляют автомобили. Время сервиса строго ограничено и варьируются от 15 до 45 минут. Если что-то не успел в этот интервал, ты либо уезжаешь на дальнейшие спецучастки как есть, либо опаздываешь и получаешь временную пенализацию.
Послеобеденная секция на этапе Кубка России тоже примерно 40 боевых километров, обычно 3-4 спецучастка. Обычно, ближе к концу гонки участников уже меньше, часть вылетает с трассы, какие-то машины ломаются. Но таков спорт, мы знаем на что идем.
Закончив все СУ экипажи отправляются на финальный сервис, где механики еще раз осматривают автомобили. Затем торжественный финиш и обязательный «закрытый парк». Все автомобили ставятся «под охрану» организатора гонки и призеры подвергаются техническому контролю. Если в автомобиле находят несоответствие классу подготовки или «химию» – результат может быть аннулирован.
Только после этих проверок результаты становятся официальными, и проводится награждение победителей и призеров.
Ну а далее все разъезжаются по домам, чтобы готовиться к новым стартам.
Вот что представляет собой ралли, на мой взгляд, самая интересная автомобильная дисциплина.
Добавлю немного от себя про новый опыт, полученный в выходные. Я впервые сел за руль полноприводного спортивного автомобиля, хотя до этого ездил на гражданских Subaru и Mitsubishi достаточно много. Глобально, имея хорошие навыки управления, не важно, на каком автомобиле ты едешь: передне, задне или полноприводном. До старта первого СУ я только немного опробовал его в деле, тем не менее, шестое место в абсолютном зачете считаю неплохим результатом.
Ехал я достаточно аккуратно в сложных быстрых местах, где и оказался максимальный проигрыш лидерам. Но у меня не стояло задачи кого-то удивить, сломать автомобиль и не финишировать. Там, где мне было понятно, как надо ехать, я ехал на 100% и мне было легко, навыков управления после Renault Clio R3 достаточно. Важно, чтобы навыки были «правильными», остальное вопрос тренировок.
Возможности Subaru я использовал процентов на 70%, но если я сяду еще раз, мне уже будет намного проще и быстрее. Не могу не отметить отличную подготовку автомобиля командой, ни одной даже малейшей технической проблемы, просто как швейцарские часы. Это очень важно, потому что экипаж может на 110% концентрироваться на езде, не думаю ни о чем постороннем.
Хочу поблагодарить весь коллектив Kramar Motorsport за отличную гонку и предоставленную возможность впервые проехать на полном приводе! Также большое спасибо «Группе Компаний «СИМ» за поддержку!
Автор: Михаил Скрипников
Фотографы: Д. Лебедик, И.Карасев, И.Федоров, С.Беляков, А. Лебедев