Сезон в MaxPowerCars: Интервью с Никитой Гергелем
О том, что самые фееричные приключения начинаются со слов «давай попробуем», или: «смотри, как надо». Никита Гергель, участник крупнейшего в стране клуба любителей Subaru — STi-Club.
В этом человеке сочетается сумасшедшее количество самых замечательных, иногда полярных качеств: холодный расчет, острый ум, замечательное чувство юмора и самоконтроля, прекрасное образование и бешеный уровень адреналина в крови. Как у многих детство Никиты прошло под девизом имени Колина МакРея, как у многих не могла не появиться она — Subaru.
Когда у Никиты появился первый автомобиль, а им стала Subaru Impreza GC8, он стал думать, куда податься, в какой клуб, стал присматриваться, искать информацию. Так, десять лет назад будущий автогонщик впервые пришел в STi-Club. Именно там, на дне рождения клуба в рамках проводимых активностей он впервые сел за руль карта. И как-то сразу неплохо поехал, как-то сразу все у него получилось. Зацепило. Понравилось. И понеслась…
На своем собственном спортивном карте Никита начал ездить в 2009 году. Первые тренировки проходили на всем знакомом картодроме «Лидер». Упорные тренировки и накат привели юное дарование к участию и ко второму месту в Кубке EasyKart Russia 2009. Разумеется, на этом Никита не остановился, ведь по всем правилам теперь следовало выиграть Чемпионат EasyKart Russia. В 2010 году он продолжил выступления. Однако на втором этапе Чемпионата, который проходил на легендарном картодроме «Маяк», в азарте и суматохе никто и не заметил Судьбу-Злодейку, восседавшую на трибунах. Под ее злорадный смех случился жесткий «убор», спровоцированный круговым соперником. Скорость была около 120-ти км/ч, в результате чего несчастный карт был завязан в узел, зато везунчик Никита чудом остался цел и невредим, показав Злодейке язык. Увы, но Чемпионат на этом для него закончился.
Немного покатав в «индоре» (прим.: indoor karting – крытый картодром), раз заехав в Чемпионате по индору — M.I.K.C., Никита поостыл к любительским картинговым соревнованиям. По разным причинам продолжить заниматься спортивным картингом не получилось, и Никита просто взял планку выше — начал заниматься гонками на больших машинах.
Что там гонки… самое настоящее ралли появилось в жизни целеустремленного субариста еще до призового места в картинге. В 2007 году Никита проехал штурманом у Александра Крамаренко, основателя команды Kramar Motorsport, причем сразу на ралли «Белые Ночи», которые славятся своим непростым характером и непрощающими ошибок спецучастками.
Никита: «Я очень хотел проехать в ралли, ведь мы с STi-Сlub всегда ездили болеть на раллийные гонки за Subaru: и на ралли Пено, и на другие гонки. Мне так нравилось, что я все время ломал голову, как бы осуществить свое желание проехать в ралли, и тут подвернулось предложение от Александра Крамаренко, который ту гонку ехал «нулем» (экипажем безопасности). Он так и сказал: «Давай попробуем!» И мы попробовали. Понравилось. Зацепило. Однако, в силу обстоятельств, в следующий раз получилось поехать лишь в 2013 году. До этого были только небольшие выезды на тесты. У меня на тот момент был простой Subaru WRX 2005 года. Зимой мы с друзьями ездили на «покатушки» по обледенелым озерам, а летом кроме картинга ничего и не было».
В 2013 году планка была поднята еще немного — Никита обзавелся Subaru WRX STI. Да не простой, а в самом любимом всеми кузове. Это был кузов GDB «лиса» 2006 года, мощность которой в стоке составляет 280 сил. На момент покупки в автомобиле уже была доработана система ЧВН (чип+выхлоп+топливный насос), приход от которого составил 40 л.с. Перед выездом на любительские соревнования по тайм-аттаку — MaxPowerCars — автомобиль был доработан ещё немного и получил 360 л.с.
Никита: «В 2013 году я продолжил выступления в раллийных гонках в экипаже с Андреем Прокудиным. Мы выступали в рамках Чемпионата России и даже получили звания Кандидатов в Мастера спорта по итогам года. Ездили на машине Андрея – Subaru Impreza N10, подготовленной по требованиям группы N4. На своей же я передвигался по городу, иногда выезжал на зимние «покатушки», но картинговое прошлое все равно не давало мне покоя. Меня тянул асфальт. Спустя некоторое время я все же выехал на трек на полностью стоковой машине. Кажется, это было в Мячково. Проехал без всякой подготовки и окончательно осознал, что подобный формат мне вполне интересен. К тому моменту у меня появилось немного больше возможностей, и я начал готовить машину. К чему? До конца и сам не знал. Я знал, что у меня есть цель – идти дальше. И ни в коем случае не останавливаться».
От идеи до реализации – всего один вопрос: где же ездить? На выбор было две любительских гоночных серии в дисциплине тайм-аттак. Поначалу Никите приглянулся вполне лояльный и доступный Чемпионат RHHCC. Однако за неделю до первого этапа на Moscow Raceway, Никита выехал на трек-день, полный надежд, которые рухнули через пару кругов: некачественный бензин с заправки у трека стал причиной детонации и преждевременной кончины мотора. Погонять особо не вышло, двигатель отправился в долгосрочный ремонт, а участие в чемпионате Никита принял уже осенью.
Никита: «Мне предлагали отвезти машину в Латвию, на базу EAMV — достаточно известной прибалтийской раллийной команды, но разница в деньгах не перекрыла бы всех нюансов с доставкой автомобиля, и прочими накладными расходами. Машину я отдал в известный всем тюнинг-центр, где мне собрали злой гильзованный Darton’ом мотор на базе Cosworth, но оставили стоковую турбину IHI VF43 – задел был на установку турбо-кита от Garrett или Borg-Warner».
На дворе стояла бодрая осень, наступила пора подготовки к новому сезону, составления регламентов и календарей, поэтому не было известно, что же будет дальше. С установкой более мощной турбины решили повременить. Именно по причине регламентирующих правил и распределения по классам пилотом было принято решение перейти в другую известную гоночную серию — MaxPowerCars, основанную 10 лет назад прекрасным гонщиком и замечательным человеком Максимом Травиным.
К тому же на тот момент в регламент Соревнования вернулся класс Turbo-Stock. Почитав условия участия, немного поразмыслив, было принято решение, что там-то будет интереснее. Надеясь на то, что в классе наберется достаточное количество равных соперников на равной технике, зимой машиной практически не занимались. В целях азарта и интереса Никита пошел от обратного и провел минимальную серию мелких доработок и переделок, связанных, в основном, с облегчением автомобиля.
Никита: «Первый этап сезона 2015 года, который состоялся в Сочи, я пропустил, так как этап совпал с проведением Rally Masters Show в Крылатском, где я ехал штурманом у Александра Крамаренко. Так что сезон я открыл со второго этапа, проходившего на трассе Moscow Raceway. По приезду сразу стало ясно, что народу соберется много. Приехал я заранее, еще в пятницу, когда проводился предварительный трек-день, организуемый трассой. Самое смешное, что я приехал без дождевых шин. И если в пятницу было местами влажно, то в субботу автодром практически смыло.
Мой соперник по классу Денис Беляков спокойно одел Michelin Pilot Super Sport и просто уехал от всех. Справедливости ради стоит отметить, что Дмитрий Рыжак, который в этот раз был на полноприводном гольфе, привез мне порядка двух секунд, хотя и у меня и у него стояли одни и те же шины, только у него совсем новый Hankook, а у меня — проехавший одну тренировку. Так что не только на погоду, но и на себя пенять надо».
Ради смеха стоит сказать, что на этом Hankook Никита проехал в результате весь сезон. Почти весь: этапы Moscow Raceway, Автодром Мячково, Нижний Новгород, Смоленск и Казань. Затем неугомонный субарист успел отметиться на гонке в честь Дня Рождения STi-Club, а затем нашего бравого героя затянули работа и бесконечные командировки, посему пару этапов пришлось пропустить.
Никита: «Чемпионат я выиграл достаточно легко, так как не было особой конкуренции в классе. Конкурентом мог стать Денис Беляков, но у него постоянно возникали технические проблемы с машиной — то одно, то другое. К концу года, конечно, народу прибавилось, чему я несказанно рад. Единственный этап, который стал интригующим (лично для меня), состоялся в Мячково, куда приехал Давид Рамишвили, на Subaru WRX STI S204, причем стоковой, полновесной. Несмотря на это, он проиграл мне всего лишь секунды две. Очень хотелось бы, чтобы он приезжал чаще!».
Никита Гергель – человек цели и слова. Чем только он не увлекался в жизни — горными лыжами, дайвингом, полетами на самолетах… И всегда ставил себе цель чего-то достичь. Как только наступал момент осознания, что что-либо достигается слишком легко, или не с кем бороться, становится скучно и неинтересно, наступает точка невозврата.
Никита: «Все или ничего. Либо становиться лучшим в своем деле, либо не делать ничего вообще. В случае тайм-атака – либо 1-е место, либо не ехать. Я трезво оцениваю свои возможности и, выступая в ралли, я понимаю, что нам с Андреем еще надо очень сильно вырасти, чтобы достичь уровня чемпионов России – мы приезжаем на гонку, понимаем, что не займем первое место, но это совершенно не означает, что мы не поедем. Если есть понимание, что я еду ради опыта и развития, то конечно я поеду. Это интересно и это шаг к достижению цели. В рамках же MaxPowerCars Чемпионат я просто доезжал – сомнений в лидерстве по итогу сезона не было, но титул надо было все же получить. Я очень сильно надеюсь, что народ прочувствует весь кайф класса Turbo-Stock и приедут новые участники. Формат-то отличный!».
В классе Turbo-Stock Регламент позволяет достаточно многое, не требующее таких убийственных для бюджета затрат, как, например, в классе Turbo-Pro или Unlimited, но при этом если ты хочешь добиться абсолютного совершенства, то ты можешь выжать из себя и из машины максимум. Возможность ехать за счет умения и за счет техники единовременно дает участникам возможность работать с машиной в рамках класса, настраивать, менять, дорабатывать, разрабатывать… Расти над собой, одним словом! И, конечно, один из главных плюсов — это количество трек-тайма.
Продолжение следует…
Автор: Ирина Куранова